Новости компании

20.1.2012

Применение ККТ и эквайринг (расчёт пластиковыми картами).

Ещё десять-пятнадцать лет назад пластиковая карточка казалась роскошью. Иностранец с кредиткой был объектом немалой зависти. Зашёл буржуй в ресторан, дал официанту кредитку – «ух ты, какой крутой…»

В середине 90-х российские банки стали активно выпускать нечто похожее на кредитные карты. «Пластиковый кошелёк» – ну чем не кредитка? Карта доморощенных систем вроде STB была похожа на кредитную – но на самом деле была дебетовой. В вашем кармане в пластиковом виде лежали ваши же деньги. А настоящие, «буржуйские» кредитные карты совсем другие.

Вначале кредитки «прокатывались» вручную – продавец выписывал чек, а затем прикладывал к нему кредитную карту и оставлял оттиск выпуклых цифр номера. Позже на кредитных картах стали появляться магнитные полосы для автоматической техники. Современная ККТ позволяет при оплате по кредитке не только напечатать чек с её номером, но и сразу же запросить согласие банка через компьютерную сеть.

Именно эта возможность породила «электронные кошельки», или дебетовые карты – «упрощённую» версию кредитных карт. В отличие от кредитки, с такой картой покупатель расплачивается собственными деньгами с банковского счёта. Дебетовую карту банку выдать куда легче, чем кредитную карту – не нужно доверять клиенту деньги в долг.

Первые кредитки появились в 50-х годах, в США, и назывались Diners Club. Возможность расплатиться кредитной картой и не заботиться о количестве денег, взятых с собой, привлекла многих богатых американцев. Потом появились более массовые марки кредиток – Visa и MasterCard.

В последние годы в системе нашей розничной торговли получили широкое распространение расчёты с использованием кредитных карт. Они дают возможность получить товар до момента перечисления денежных средств в его оплату, поэтому и становятся все более популярными, как удобный способ расчётов. В системе расчётов с использованием кредитных карт участвуют несколько сторон - банки, держатель карты и предприятие торговли.

Кредитная карточка - пластиковый прямоугольник с магнитной полосой, которая вмещает данные, необходимые для расчётов за товар.

Покупателями товаров, оплачивающими их с помощью кредитных карт, могут быть физические лица, для которых банки открыли личные (персональные) кредитные карты, и юридические лица, которым выдаются корпоративные кредитные карты, позволяющие её держателю проводить операции по счёту юридического лица.

Мы ещё так будем жить, что нам внуки и правнуки будут завидовать.
В.Черномырдин

Правила документального оформления операций при расчёте с покупателями посредством кредитных карт установлены:
- пунктом 2.2.5 «Методических рекомендаций по учёту и оформлению операции приёма, хранения и отпуска товаров в организациях торговли», утверждённых Письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5,
- разделом 5 «Положения о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчётов по операциям, совершаемым с их использованием», утверждённого ЦБ РФ 09.04.98 № 23-П (в редакции от 29.11.2000).

Процесс продажи товаров при оплате покупателем посредством пластиковых карт называется эквайрингом. Чтобы осуществлять такую форму расчётов, торговая фирма должна заключить договор с кредитной организацией, предоставляющей такие услуги (банк-эквайрер). В договоре прописываются условия расчётов за товары (в том числе проценты банка), обеспечение магазина необходимыми техническими средствами. Также данное соглашение содержит порядок авторизации карт, которая заключается в проверке наличия денег на счёте покупателя.

Сам процесс продажи товаров при оплате банковскими картами выглядит следующим образом. С помощью электронного терминала кассир активизирует карточку покупателя, и информация о ней передаётся в процессинговый центр (организация, которая осуществляет информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчётов). При этом также производится проверка остатка на счёте. Далее в двух экземплярах распечатывается слип. Это квитанция электронного терминала. Покупатель должен в ней расписаться. Один её экземпляр остаётся у клиента, а второй будет нужен для кассового отчёта.

Суммы, оплаченные «электронным» способом, следует пробивать на отдельную секцию ККТ. В Z-отчёте суммы «безналичной» выручки будут отражаться отдельно. После снятия показаний счётчика в Z-отчёте пишут фактическую сумму выручки (наличные деньги плюс безналичные). При этом общий итог, показанный в Z-отчёте, и сумма наличных денег, сданных старшему кассиру в центральную кассу, совпадать не будут. Разница – в выручке от продажи с использованием пластиковых карт.

В журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4) по графе 12 отражают количество пластиковых карт, по которым осуществлялись расчёты, а по графе 13 указывают сумму, полученную при оплате этими картами. Приходный кассовый ордер на сумму безналичной выручки выписывать не нужно, так как наличных денег в этом случае организация не получает. Такое утверждение содержится в письме УФНС по г.Москве от 11 мая 2006 г. № 09-24/038509.

Финансовый кризис уступал место стабилизации, крепла нравственность, в Думе в первом чтении, обсуждался закон о втором пришествии.
В.Шендерович

За обслуживание расчётов с применением пластиковых карт банк-эквайрер берёт с торговой организации определённый процент от суммы выручки. В целях налогообложения прибыли затраты на оплату услуг банка относят к внереализационным расходам (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК). Что касается бухгалтерского учёта, то банковская комиссия включается в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Обычно банк перечисляет выручку на расчётный счёт торговой фирмы за минусом суммы комиссионных. Если кассовый аппарат магазина связан с процессинговым центром, то денежные средства, полученные с использованием пластиковых карт, иногда зачисляются на счёт торговой организации в день продажи.

Пример 1
ООО «Аккорд» реализовало товаров на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). Из этой суммы 900 000 руб. было внесено в кассу наличными. Посредством пластиковых карт были оплачены товары на сумму 280 000 руб. Деньги поступили на расчётный счёт торговой организации в день покупки.

Банковская комиссия за проведение операция составила 2%.

Бухгалтер сделает следующие проводки:
Дебет 50 Кредит 90 (субсчёт «Выручка от наличных продаж»)
900 000 руб. – отражена сумма, полученная от покупателей наличными деньгами;

Дебет 62 Кредит 90 (субсчёт «Выручка от безналичных продаж»)
280 000 руб. – отражена сумма, полученная от реализации товаров, оплаченных пластиковыми картами;

Дебет 90-3 Кредит 68
180 000 руб. – начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 62
280 000 руб. – зачислены на расчётный счёт деньги за товары, оплаченные пластиковыми картами;

Дебет 60 Кредит 51
5600 руб. (280 000 х 2%) – удержана комиссия банком-эквайрером;

Дебет 91 (субсчёт «Прочие расходы»)
Кредит 60
5600 руб. – принята в состав расходов сумма, удержанная банком-эквайрером.

«…Только надобно решить, Как верней тебя «решить»: Оглоушить канделябром Аль подушкой задушить?..» Л.Филатов

Теперь рассмотрим ситуацию, при которой деньги на расчётный счёт торговой организации поступают не в день реализации, а через некоторое время. Для учёта выручки, по которой документы уже переданы в банк, но деньги ещё не пришли на счёт фирмы, используют счёт 57 «Денежные переводы в пути».

Пример 2
ООО «Трэйд» 10 мая продало товар на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). Из общей выручки 900 000 руб. внесены в кассу наличными, а товары на 280 000 руб. были оплачены платёжными картами. На расчётный счёт предприятия 280 000 руб. поступили 12 мая 2007 года.

Бухгалтер сделает следующие проводки:
10 мая 2007 года:
Дебет 50 Кредит 90 (субсчёт «Выручка от наличных продаж»)
900 000 руб. – отражена сумма, внесённая в кассу наличными;

Дебет 62 Кредит 90 (субсчёт «Выручка от безналичных продаж»)
280 000 руб. – отражена сумма от реализации товаров, оплаченных пластиковыми картами;

Дебет 90-3 Кредит 68
180 000 – начислен НДС;

Дебет 57 Кредит 62
280 000 руб. – переданы в банк документы по оплате пластиковыми картами;

12 мая 2007 года:
Дебет 51 Кредит 57
280 000 руб. – зачислены на расчётный счёт деньги за товар, оплаченный пластиковыми картами.

Если фирма на «упрощёнке»

У организаций, работающих по упрощённой системе налогообложения, при учёте операций по оплате товаров с использованием пластиковых карт возникают следующие вопросы. Во-первых, в какой момент следует учитывать доходы – на дату оплаты или на день поступления денежных средств на расчётный счёт. Во-вторых, можно ли уменьшить доходы на сумму комиссионных, которые организация уплачивает банку-эквайреру.

При оплате покупателями товаров банковскими картами фирма, применяющая УСН, должна учитывать доходы в момент поступления денежных средств на её расчётный счёт (письмо Минфина от 23 мая 2007 г. № 03-11-04/2/138). Нужно отметить, что в более раннем разъяснении финансисты высказали противоположную позицию. В письме от 14 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1-30 чиновники указали, что доход нужно признавать в момент авторизации банковской карты и оформления кассового чека.

Что касается суммы процентов, которую банк берёт за свои услуги, то фирмы с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут включить её в расходы при определении базы по единому налогу (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК). А предприятия, применяющие ставку 6 процентов, свои доходы на эту сумму уменьшить не вправе (письмо Минфина от 23 мая 2007 г. № 03-11-04/2/138).

«Пессимист»: «Ну вот, законодатели «накрутили»: то нужно ККТ применять, то совсем она не нужна. Придуманы какие-то «особые» режимы, эквайринг… А нельзя ли всё это дело упростить и разом всё отменить? И людям проще, и бизнесу легче»

«Оптимист»: «Конечно, можно всё упростить до предела, всё отменить, «деньги – в карман и концы – в воду». Но государство задаст правильный вопрос: а где взять деньги на пенсии, пособия и т.д.? Поэтому будем последовательны: где нужна ККТ – применяем её, где можно – используем бланки строгой отчётности. В общем, действуем по закону»